Зачем депутаты сливают Стамбульскую конвенцию?

Дата: 10 March 2017 Автор: Ирина Выртосу
A+ A- Підписатися

Ратификация Стамбульской конвенции под угрозой. Тревогу бьют разные общественные организации. А что депутаты? И почему Совет церквей позволяет себе “советовать” государству, как быть?

Активистки на Марше 8 марта призывают ратифицировать Стамбульскую конвенцию

Коротко о главном. Сейчас тормозится процесс ратификации Стамбульской конвенции – международного документа Совета Европы по предотвращению насилия в отношении женщин. Принимается важный законопроект по противодействию домашнему насилию – в нем изымаются все термины со словом “гендер”, “сексуальная ориентация”, любое упоминание о Стамбульской конвенции.

Представители Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций считают, что ратификация Стамбульской конвенции несет в себе серьезные риски для украинского общества и семьи, поскольку наряду с противодействием домашнему насилию вводится проблематичное определение понятия “гендер”. В частности, по их мнению, Стамбульская конвенция пропагандирует однополые отношения.

Депутаты пока поставили вопрос на паузу. Как сообщают инсайдерские источники, ждут разъяснения раздражающих терминов от Совета Европы…

Зато общественность публично выступает и призывает СМИ вслух говорить о проблемах: чем будет выше осведомленность населения в необходимости ратификации Стамбульской конвенции, тем меньше у депутатов шансов “слить” этот важный документ.

Ратификация Конвенции станет залогом дальнейшей реформы законодательства Украины (в частности, в части противодействия домашнему насилию) и будет свидетельствовать о серьезности намерений государства приблизиться к международным стандартам защиты прав человека.

Статистика домашнего насилия, даже только та, что официально зарегистрирована, является неутешительной.

Екатерина Бороздина

Как комментирует Екатерина Бороздина, юрист “Ла Страда-Украина”, в 2016 году на “горячую линию” обратилось более 38 тысяч человек. 90% из них – по вопросам домашнего насилия.

Если считать в пропорциях: количество звонков по сравнению с прошлым годом увеличилось в 14 раз.

“В первую очередь, это свидетельствует, что потерпевшие лица стали больше доверять социуму и искать помощи открыто”, – отмечает эксперт.

Также, по ее словам, в 7 раз увеличилось количество обращений на “горячую линию” Ла-Страда относительно изнасилований, в 11 раз увеличилось относительно сексуальных домогательств, в 8 раз больше стало звонков в экстренных ситуациях – когда (в большинстве случаев) женщины закрылись в комнате и ищут защиту здесь и сейчас.

“Еще важно: в 6 раз больше к нам обратилось лиц, которые не испытывали домашнего насилия, но опасались, что могут стать жертвами и искали информацию, как себя защитить. Качественное законодательство о предотвращении домашнего насилия и ратификация Стамбульской конвенции поможет уберечь от ряда проблем, которые сейчас существуют, в первую очередь, в правовом поле. Мы призываем парламентариев к ратификации Стамбульской конвенции”, – подчеркнула Екатерина Бороздина.

Информационный резонанс об этих проблемах крайне важен. Чтобы не было искажений, манипуляций и подмены понятий.

Елена Шевченко

Как недавно произошло, когда Совет церквей на встрече депутатов, начал объяснять, что Стамбульская конвенция якобы “пропагандирует однополые отношения”.

Ситуацию прокомментировала Елена Шевченко, председатель общественной организации “Инсайт”: “Совету церквей не нравится слово “гендер”? Мы не считаем, что из-за этого должен тормозиться процесс ратификации Стамбульской конвенции.

По Конституции Украины церковь отделена от государства и вмешиваться в государственные дела она не должна никоим образом. Совет церквей никак не представляет общественное мнение. Однако, к сожалению, их позиция имеет поддержку у депутатов”.

По словам журналистки Ольги Веснянки, в конце марта заканчивается финансирование мобильных групп, которые реагируют в экстренных ситуациях, в частности, в случаях домашнего насилия. Эти мобильные группы действовали в пределах пяти областей – Харьковской, Донецкой, Луганской, Запорожской и Днепропетровской. Зафиксировано более 18 600 случаев, когда реагировали мобильные группы.

Ольга Веснянка

“Теперь, когда финансирование этих групп завершилось, люди останутся без доступа к юридической, социальной, психологической помощи. Это свидетельствует о том, что такую помощь – комплексную и системную – должно обеспечивать государство, а не ждать поддержки со стороны только доноров. С ратификацией Стамбульской конвенции государство возьмет на себя такую обязанность – это его ответственность перед женщинами в Украине”, – отметила эксперт.

Есть и другие риски в откладывании ратификации Стамбульской конвенции.

Во-первых, Украина как государство не дает сигнала пострадавшим от домашнего насилия, что она знает об этой проблеме и готова ее решать. Мол, разбирайтесь как-то сами со своими проблемами и обидчиком?

Во-вторых, предлагать выхолощенный закон о предотвращении домашнего насилия, где убирается вообще терминология вокруг гендера, это как выдумывать велосипед старой модели с квадратными колесами, который должен при этом хорошо ездить. Украина ведь причастна к составлению текста Стамбульской конвенции – то есть это уже наши стандарты, которые теперь государство не хочет принимать.

В-третьих, это потеря имиджа на международной арене: Украина тем самым показывает, что скорее готова к модели соседнего государства, отменившего криминализацию за домашнее насилие, чем будет ориентироваться на современные европейские стандарты.

Активистки на Марше 8 марта

Напомню, с начала года в Украине прошли многочисленные мероприятия в защиту прав женщин и против домашнего насилия, в частности, акция #КонвенцияВПодарок и марши к 8 марта. Организаторами этих акций выступили, в частности, Центр информации о правах человека и Amnesty International.

Оксана Покальчук

Активистки и активисты организовывали не только уличные мероприятия и флешмобы, но и лекции в школах и на открытых пространствах, кинопоказы и дискуссии. В этих мероприятиях приняли участие сотни людей как в Киеве, так и в Запорожье, Днепре, Ужгороде, Черкассах, Харькове, Львове, Мариуполе, Одессе и других городах.

“Это означает, что тема борьбы с домашним насилием все более активно обсуждается в обществе и все больше людей и организаций осознают важность ратификации Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия”, – прокомментировала Оксана Покальчук, директор Amnesty International Ukraine.

И напоследок добавила: “Только люди с инвалидностью имеют право говорить о тех проблемах, которые затрагивают их интересы и права, и принимать решения. Так почему “гендер” и “сексуальную ориентацию” должны решать вместо женщин и представителей и представительниц ЛГБТ другие люди?”.

Далее обязательно будет…

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter