Полиция уже фиксирует больше преступлений на почве ненависти, но так же неохотно – эксперты

Дата: 11 April 2017
A+ A- Підписатися

Правоохранительные органы неохотно фиксируют мотив ненависти в протоколе, опрашивая потерпевших.

Об этом сегодня заявили правозащитники на встрече с ОБСЕ и госорганами, сообщает корреспондент Центра информации о правах человека.

По словам эксперта ЛГБТ-центра “Наш мир” Александра Зинченкова, “полиция остается все той же милицией с гомофобным лицом”.

“Гомофобия является камнем преткновения для решения дел, связанных с преступлением на почве ненависти. В первую очередь, это касается следователей, оперативников, участковых…”, – комментирует Зинченков.

По его словам, недавно они вместе с адвокатом и пострадавшим общались со следователем по поводу правонарушения относительно их клиента. Адвокат трижды просил, чтобы следователь занес в протокол как мотив оскорбление из-за сексуальной ориентации потерпевшего.

“Несколько раз правоохранитель игнорировал нашу просьбу. А на третий раз воскликнул: “Вы что хотите, чтобы квалификационным признаком стал этот мотив?”. Мы сказали – да. Правоохранитель отказался писать это своей рукой в протоколе и сказал пострадавшему самому внести эти данные. Я подчеркиваю, что потерпевший был не один – а с адвокатом и представителем общественной организации. О чем можно говорить, когда пострадавшие остаются одни, и в состоянии стресса не могут защитить себя”, – добавил Александр Зинченков.

Психолог Ольга Олейник отмечает, что пострадавшие, когда дают показания, повторно испытывают стресс, связанный с преступлением.

“Эти люди живут в обществе, которое их угнетает, чинит над ними насилие. И они уже не имеют возможности обратиться за помощью к этому самому обществу. Преступления на почве ненависти часто напоминают сказку “Гадкий утенок”, когда одни активно подавляли “утенка”, который был на них не похож, а другие подавляли своим молчаливым согласием”, – отметила Ольга Олейник.

По словам экспертов, проблема малого количества таких дел также связана с несовершенством законодательства: “очень размытые положения” содержит статья 161 Уголовного кодекса Украины (УКУ, нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам).

СПРАВКА. В 2016 году Нацполиция начала 76 производств за совершение преступлений на почве нетерпимости.

Больше всего из этого числа уголовных производств (50) открыто по ст. 161 Уголовного кодекса Украины.

Кроме того, значительную часть массива совершенных преступлений (12) зарегистрировано по ст. 179 УК (Незаконное удержание, осквернение или уничтожение религиозных святынь).

Также полиция зарегистрировала 8 уголовных производств по статье ст. 180 УК (Препятствование осуществлению религиозного обряда) и еще 4 – по ст. 178 (Повреждение религиозных сооружений или культовых домов).

По состоянию на начало февраля 2017 года продолжалось досудебное расследование в 51 производстве.

В 2016 году Нацполиция начала 76 производств за совершение преступлений на почве нетерпимости

Также эксперты отмечают, что количество дел мало и потому, что у потерпевших есть страх обращаться в полицию, “чтобы не стало хуже”. Высокий уровень недоверия к правоохранительным органам, в том числе и из-за их некомпетентности и неумения расследовать преступления на почве ненависти.

По словам сокоординатора проекта “Без границ” Ирины Федорович, их организация ведет четыре дела, которые движутся уже два года по кругу: “Сначала дела не могли зарегистрировать, потом квалифицировать, затем тщательно расследовать и передавать производства в суд. В конце концов, у нас лопнуло терпение, и одно дело мы направили в Европейский Суд по правам человека. Но решение по схожим делам Украины уже выносили, как и другим странам. Может, уже хватит и стоит начинать учиться на ошибках чужих стран и что-то менять в Украине?”.

Правозащитница Елена Волочай также убеждена, что чиновники обязаны понимать и соблюдать права человека. “Мы забываем, что для чиновников существует презумция знаний. Это их работа разъяснять и спрашивать у потерпевшего, считает ли он, что преступление имело мотив ненависти. А также не позволять себе оскорблять и насмехаться над потерпевшим. Если чиновники, а тем более силовые структуры, не считаются с правами человека, они должны быть уволены из-за непрофессиональности”, – отметила Елена Волочай.

Отвечая на вопросы правозащитников, заместитель главы Управления по правам человека Нацполиции Константин Тарасенко отметил: “Мы признаем, что есть высокий процент недоверия к полиции и неприятие общественностью нашей деятельности. Например, к нам приходят запросы, что полицейские смеялись, заполняя протокол. При проведении служебного расследования установить такое поведение полицейского кажется практически невозможным, поскольку пострадавший находится, как правило, один на один с полицейским. Изменить эту ситуацию могут образовательные мероприятия: как обучение полицейских, так и просветительская работа с общественностью, чтобы они знали свои права”.

Напомним, на базе отдела международной коммуникации Главного следственного управления Национальной полиции Украины создан Национальный контактный пункт от Украины по вопросам преступлений, совершенных на почве ненависти. Его деятельность нацелена на объективную оценку состояния преступлений в стране на основе расизма, национальной и этнической принадлежности, языка, антисемитизма, религии. А также он призван информировать как широкую общественность в Украине, так и международную аудиторию, об объективной ситуации в этой сфере.

Национальный контактный пункт на постоянной основе сотрудничает с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter