Ромские погромы в Одесской области: Кто первый бросил камень?

Дата: 30 August 2016 Автор: Николай Мирный
A+ A- Підписатися

Только Украина отчиталась в ООН в Женеве о том, как преодолевает расовую дискриминацию, как страной прокатилась новость об убийстве 9-летней девочки и разгром домов ромов Одесской области.

В небольшом селе Лощиновка, где произошла трагедия, люди яростно портили имущество ромской общины, считая, что в одном из домов жил убийца девочки.

Если большинство жителей Лощиновки уверенно называют убийцу, то правозащитники ставят все больше и больше вопросов в этой трагической истории.

В частности, почему стало известно, кто именно является подозреваемым? Почему полиция стояла в стороне, когда крестьяне устраивали самосуд? Кто понесет ответственность за погромы? Будет ли должным образом расследовано дело убийства ребенка, погромов, и все ли эпизоды дела будут занесены в Единый государственный реестр досудебных расследований?

    “ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОВЕРШАЮТ ПРЕСТУПНИКИ, А НЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ”

В случае с обществом Лощиновки произошло полное перемещение акцентов, которое привело к трагедии, в частности к этнической чистки, убеждена директор Ромской программной инициативы Фонда Возрождения Ольга Жмурко.

“Мое видение совпадает с видением всех граждан, которые разделяют принцип верховенства права и защиты прав человека. Должны действовать принципы верховенства права и права человека. Я очень негативно оцениваю этот случай, который проходил с изгнанием всем обществом всего ромского меньшинства. В частности то, что так или иначе на внеочередной сессии сельского совета, точнее на сельском вече было принято абсолютно неправомерное решение о выселении людей по национальному признаку, – комментирует ситуацию Жмурко.

 

Експертка указывает на бездействие власти, которая в определенной мере послужила таком развитии событий. А также на бездействие правоохранительных органов во время погромов.

“Погромы произошли на основании непроверенных, недоказанных судом подозрений”, – отмечает Жмурко.

К тому же, порча имущества произошло только после задержания подозреваемого в совершении убийства девочки.

“Очевидно, здесь было нарушение тайны следствия. Понятно, что речь идет о небольшой общине (население села – около 1350 человек – ред.), но в любом случае это говорит о непрофессиональных следственных действиях по этому делу. Любые следственные действия, такие как задержание, должны быть максимально защищенными, утечки информации должны остерегаться, как и остерегаться от самосуда или даже от попыток расправиться “, – говорит Жмурко.

Глава правления “Без границ” Максим Буткевич настаивает, что нужно разделять подозреваемого или преступника от его этничности.

“Преступления совершают преступники, а не представители этнической группы. Требование выселения ромов за пределы населенного пункта исключительно по этническому признаку нарушает право на защиту от дискриминации, право на свободу передвижения и свободный выбор места проживания для всех граждан и гражданок Украины. А украинские ромы такие же граждане Украины, как украинские евреи, русские и т.д.”, – говорит он.

 

Координатор сети “Инициатива Разнообразия” Яна Салахова считает, что уже можно говорить о системности проблемы. Уже есть несколько других примеров последних лет, где развивался конфликт на межэтнической почве.

Так, в январе – феврале этого года, после изнасилований несовершеннолетних девочек, происходили протесты в Ивано-Франковске и Тернополе. В сентябре 2013-го в Кривом Роге произошли столкновения между украинцами и азербайджанцами.

“Все случаи, которые разворачиваются в масштабные противостояния, начинаются с конкретного преступления на межличностном уровне, совершенного представителем определенной группы лиц. Но из-за несвоевременности или отсутствия реакции или коммуникации правоохранительной системы с местной общиной, потерпевшие и обидчики начинают “устанавливать справедливость самостоятельно”, – говорит Яна Салахова.

БЕЗДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ?

Правозащитники указывают на жалобы сельских жителей относительно бездеятельности полиции после преступлений, которые совершали, по данным СМИ, некоторые из ромов. Жители утверждали, что, якобы, они торгуют наркотиками, грабят, издеваются над детьми и тому подобное.

По мнению Яны Салаховой, местные власти могли бы избежать этого конфликта, если бы правоохранители эффективно расследовали заявления крестьян Лощиновки:

“Игнорирование заявлений сельских жителей, по сообщениям СМИ, в течение трех лет, привело к полному разочарованию к закону и к его местным гарантов. Это сделало аккумулятивный эффект социального напряжения, которое взорвалось в виде погромов ромских домов”, – говорит правозащитница.

“Рецепт тушения такого конфликта прост – своевременное реагирование правоохранительных органов на правонарушения, объективное расследование и привлечение виновных к ответственности за их поступки, а не за характеристики, их идентичности, как цвет кожи, этническое происхождение, вероисповедание, сексуальная ориентация и т.д.”, – добавляет она.

 

Руководитель проекта “Без границ/ОО Центр “Социальное действие” Ирина Федорович в своей колонке “Победа вил над правами и законом” недавно заметила:

“Если местным жителям так накипело, то почему бы не было взять те же вилы и не пойти требовать действий от органов власти и правопорядка? То есть если уж в селе процветает наркоторговля, которой занимаются определенные ромы, то чего требовать у власти села и местной полиции с этим бороться?”.

“СОЛИДАРИЗАЦИЯ” ВЛАСТИ?

События разворачивались очень быстро. И уже в воскресенье на народном вече собрались представители власти района, председатель сельсовета, руководство местной и областной полиции.

В одесской полиции говорят, что жители попросили власть “помочь решить вопрос с выселением людей ромской национальности”.

Сельсовет принял такое решение.

“Это решение не имеет юридической силы. Где в законодательстве прописано, что сельский совет соглашается с мнением общины по выселением ромов? А если завтра мэр Киева Кличко придет к кому-то в квартиру и скажет: “Общество Оболонского района решило вас выселить из квартиры и вообще из Киева”, – возмущается Татьяна Безрук, сокоординаторка Группы мониторинга прав национальных меньшинств.

 

Експертка говорит, что в последние годы в Украине не было всплеска насильственных преступлений на почве расовой и национальной нетерпимости.

Проблемными в этом плане стали 2006, 2007, 2008 года, когда фиксировались около 90 пострадавших, из которых было убито 4-6 человек.

И только в конце 2015 правозащитники зафиксировали первое за последние пять лет убийство на почве расовой ненависти.

Правозащитника Максима Буткевича беспокоит, что в деле Лощиновки местная, районная и областная власть солидаризируются с погромщиками.

“Заявления нескольких органов государственной власти в Одесской области, которые солидаризируются с погромщиками, прямо противоречит и законодательству, и базовым принципам прав человека. Я еще больше встревожен солидаризацией председателя Одесской ОГА Михаила Саакашвили. Это означает, что самосуд может быть нормальным, если он не против украинцев”, – считает правозащитник.

 

Напомним, в воскресенье глава Одесской ОГА прокомментировал убийство и погром следующим образом:

“Я не могу не откликнуться на трагедию, которая произошла в Измаильском районе, в селе Лощиновка, где маленькая девятилетняя девочка была убита абсолютным извергом, я иначе не могу назвать преступника, жителем села. Я полностью разделяю возмущение всех жителей Лощиновка. Я туда направил главу УВД. Там реально притон, там массовая торговля наркотиками, которой занимаются эти асоциальные элементы”, – сказал Саакашвили.

Представитель Уполномоченного ВРУ по правам человека Аксана Филипишина в запросах председателю Одесской областной государственной администрации и сельскому голове Лощинивки указывает на недопустимость какой-либо дискриминации по признаку этнического происхождения.

РОЛЬ СМИ

Максим Буткевич также встревожен сообщениями в СМИ. Медиа, по его словам, не научились разряжать напряженную атмосферу.

“Большинство новостных источников правильно употребляли “ромы” вместо “цыган”, но после этого прибегали к “погромщицким комментариям”. Термины не делают сообщение правильным. Его делает само содержание сообщения”, – объясняет он.

Эксперт объясняет, нельзя говорить “местные жители выступили против ромской общины”, ведь ромскаяй община также является местными жителями. Так же, как и не стоит противопоставлять одну национальную общину другой национальной общине.

Также нельзя использовать военную лексику, вроде, “организовать коридор для вывода представителей этнической общины с территории поселка, чтобы предотвратить акты насилия”.

“Речь идет о семьях ромов, которые вернулись забрать личные вещи. Но это же не война, и люди – не враги”, – резюмирует он.

ГДЕ ВЫХОД?

Эксперты единодушны: нужно очень тщательно и качественно расследовать убийство девочки, преступник должен быть привлечен к ответственности. Следует прислушаться к жалобам жителей, которые утверждают, что уже длительное время представители определенной части местного населения оказывает правонарушения, а им это сходит с рук через коррупционные механизмы.

В то же время крайне важно расследовать акты насилия, которые были совершены в течение “антиромского погрома”, нарушение тайны следствия и т. д.

“Или мы будем знать, что право и справедливость одни для всех, независимо от этнической принадлежности, или мы продолжим делить сообщество по признаку языка, цвета кожи”, – говорит Максим Буткевич.

“Потакание погромам будет нести негативный сигнал для других общин в Украине, где проживают ромские меньшинства”, – подчеркивает директор Ромской программной инициативы Фонда Возрождения Ольга Жмурко.

Експертка считает, что в этом случае власть должна привлечь профессиональных медиаторов между различными сторонами, чтобы наладить диалог.

Жмурко также убеждена, что государство должно вывести вопрос этноотношений из плоскости культуры в плоскость защиты прав человека и защиты прав национальных меньшинств.

“При этом я ни в коем случае не нивелирую местные традиции, которые должны быть сохранены в каждой национальной общине. Но если говорить именно о вопросах межэтнических отношений, то здесь то, чем должен заниматься государственный орган. Желательно, который будет подчиняться непосредственно Кабмину или другому соответствующему, чем Министерство культуры, государственному учреждению, в которых будет больше рычагов и для превентивной работы и для реагирования “, – считает Ольга Жмурко.

“Нас ожидает полноценная децентрализация, которая в том числе предоставит общине больше возможностей для волеизъявления на местном уровне. Именно поэтому работа просвещения для наших граждан у нас должна быть крайне необходимой”, – добавляет она.

Максим Буткевич также убежден: снижение напряжения между ромами и украинцами возможно после качественного процесса интеграции ромского населения.

Эксперт напоминает, что в Украине действует Стратегия защиты и интеграции в украинское общество ромского меньшинства до 2020 года. Однако государственные органы, по мнению правозащитников, неэффективно ее выполняют.

“Та система, о которой заговорили в Лощинивке сегодня – создание дома шерифа, выделение одного участкового на деревню, создание контактной группы по переговорам с ромами по соблюдению правопорядка, должна была быть основана еще три года назад, с начала действия Стратегии”, – добавляет Яна Салахова.

“Я видел усилия общественных организаций, а не государственных органов, помочь интегрировать в местное сообщество ромов. У меня есть очень хороший пример с Торецка. Ромы заинтересовались интеграцией. Их надо интегрировать, если они хотят. А опыт показывает, что они хотят, если им дают реальные инструменты “, – убежден правозащитник.

Николай Мирный, Центр информации про права человека, для “Украинской правды. Жизнь”

 

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter