С 20 ноября прокуратура не будет браться за новые дела, подследственные Государственному бюро расследований

Дата: 10 November 2017
A+ A- Підписатися

20 ноября в силу вступит положение Уголовного процессуального кодекса (УПК) о подследственности Государственного бюро расследований (ГБР) – главного контролера за всемы правоохранителями, чиновниками и судьями.
 
Об этом говорится в третьем выпуске Информационного бюллетеня о реформе органов правопорядка в Украине. Его подготовили Ассоциация украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов совместно с Центром политико-правовых реформ.
 
Следователи ГБР будут расследовать все преступления, кроме тяжких коррупционных, совершенные любым правоохранителем, включая детективов НАБУ. Речь идет, в частности, о злоупотреблении служебным положением и пытках.Такие полномочия в ГБР будут исполнять 1,5 тысячи ее сотрудников. Прокуратура с 20 ноября будет лишена возможности расследовать уголовные производства, которые должно расследовать ГБР.

 Председатель комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин указывает, что переходные положения УПК позволяют следователям прокуратуры завершить начатые дела, подследственные государственном бюро расследований. Однако новых дел следователи прокуратуры регистрировать уже не будут иметь права.
 
Сейчас длится конкурс директора ГБР и его заместителей. Созданная в 2016 году конкурсная комиссия по отбору должна гарантировать независимость и аполитичность ГБР, ответственных за набор сотрудников и формирования структуры этого органа. Поэтому, по словам авторов бюллетеня, прозрачность конкурса критически важна.
 
“Однако, процесс сопровождается прямыми нарушениями требований законодательства, что может помешать своевременному и прозрачному формированию ГБР. Ведь любые решения комиссии, принятые в нынешнем составе, можно будет обжаловать в суде”, – говорится в информационном бюллетене.
 
Отмечается, что в частности, два члена комиссии (Иван Стойко и Владислав Бухарев – ред.) не смогли подтвердить наличия у них высшего юридического образования, что является обязательным требованием закона для членов комиссии. Эксперти указывают, что
 их участие в проведении собеседований и дальнейшем принятии решений поставит под сомнение легитимность всего процесса назначения руководства ГБР. Сейчас их заменили двумя новыми членами.
  
Конкурс сотрудников ГБР длится больше года. 18 октября Конкурсная комиссия определила Татьяну Морозову как специалиста, который будет проводить проверку на полиграфе финалистов конкурса на занятие должности директора ГБР и его заместителей.
  
Во время исследования у кандидатов устанавливалась информация о наличии или отсутствии следующих обстоятельств:
 
1) совершение субъектом исследования противоправных действий, открытие в отношении него уголовного производства;
 
2) пребывание на агентурной связи в спецслужбе другого государства;
 
3) участие в деятельности запрещенных законом или судом общественных объединений, членство в политических партиях, участие в создании или деятельности политических партий;
 
4) наличие гражданства другого государства или документа, выданного уполномоченными органами другого государства, о том, что субъект исследования приобретет его гражданство, если выйдет из гражданства Украины; 

5) разглашение сведений, которые являются конфиденциальной, секретной или служебной информацией.
 

После проведения полиграфического исследования 19 кандидатов комиссия остановилась на повторных собеседованиях.
 
Сейчас на должность директора ГБР, первого заместителя и заместителя директора претендуют такие 19 кандидатов: Александр Буряк, Ольга Варченко, Василий Вовк, Роман Голобутовський, Алексей Горащенков, Олег Григоров, Роман Гупал, Виктор Клименко, Анатолий Корж, Юрий Македон, Анатолий Матиос, Сергей Палатов, Вадим Теличко, Владимир Трофименко, Роман Труба, Григорий Усатый, Алексей Харкевич, Богдан Сапожок и Александр Чурсин.
 
8 ноября Генпрокурор Юрий Луценко назвал эксперимент с созданием ГБР неудачным. Во время заседания в парламентском комитете по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности он предложил ввести в законодательство новый механизм.

Генпрокурор Юрій Луценко

“Эксперимент по назначению ГБР не удался. Я думаю, если до Нового года этот механизм не сработает, необходимо вносить изменения в закон и прописывать другой механизм создания Государственного бюро расследований”, – сказал генпрокурор.

Он считает, что Государственное бюро расследований может заработать через год. По его словам, даже если в ближайшее время изберут председателя ГБР, то набор персонала затянется минимум на 12 месяцев. Закон “О Государственном бюро расследований” предусматривает создание 7 территориальных управлений ГБР.
 
Напомним, принятая президентом Нацстратегии по правам человека обязывает Министерство юстиции создать эффективную систему расследования преступлений, связанных с пытками, жестоким, бесчеловечным обращением или наказанием. Гражданская платформа мониторинга выполнения Нацстратегии признала это мероприятие частично выполненным.
 
Правозащитники Хельсинского союза по правам человека указывают на риски расширения полномочий ГБР как потенциальный риск эффективности его работы.
 
“Вопреки Плана действий Нацстратегии по правам человека (пп.2 п.6), которым предусмотрено создание независимого органа, законодательство возлагает на ГБР полномочия расследовать преступления работников любого правоохранительного органа. Речь идет не только о пытках, но и о злоупотреблении служебным положением, дорожно-транспортные происшествия, которые привели к тяжелым последствиям и т.д.”, – говорится в отчете Гражданской платформы мониторинга выполнения стратегии.
 
Кроме этого, Amnesty International Украина считает, что несмотря на закрепление за ГБР полномочий по предупреждению и расследованию преступлений, совершенных правоохранителями, сегодня в парламенте находится законопроект №5212. Он предусматривает, что “в целях обеспечения оперативности и эффективности уголовного производства Генпрокурор вправе поручить проводить досудебное расследование уголовного преступления органу, которому это правонарушение не подследственно, но который начал к нему досудебное расследование в установленном настоящим Кодексом порядке”.
 
“Этот законопроект представляется таким, что создает предпосылки для злоупотреблений в работе Генпрокуратуры, а затем законопроект подлежит отклонению или основательной доработке”, – комментируют правозащитники Amnesty International.
 
Центр информации о правах человека для “Правовое пространство”

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter